|
УПРЯМЫЙ ХЕВРОНПрофессор Пол Джонсон — один из самых уважаемых историков в современном мире. Он урожденный британец и набожный христианин. Ещё он с глубоким почтением относится к Соединенным Штатам, евреям и государству Израиль. Среди его бестселлеров особо выделяются книги: «История английского народа», «История американского народа», «Интеллигенция». Однако, самая известная его книга — это «История евреев». Я прочитал ее сразу же после первой публикации в 1987 году и недавно перечитал. Надо сказать, что все его книги читаются не как учебники истории, а как романы с быстро развивающимся сюжетом, полным приключений, опасностей, борьбы между жизнью и смертью, добром и злом. Прочитав первые несколько страниц, вы уже не можете оторваться. «История евреев» — подлинный рассказ о парадоксальном, уникальном в истории явлении, о трагедии и триумфе, о выживании вопреки немыслимым условиям. Меня поразили два вводных параграфа этой большой книги. Они суммируют многое, что характеризует мой народ и отличает его от всех других народов. Я хочу процитировать их здесь полностью: Евреи — самый стойкий народ в истории человечества. Лучшим тому доказательством является Хеврон, расположенный в 20 милях к югу от Иерусалима, в Иудейских горах на высоте 3000 футов. Именно в Хевроне, в пещере Махпела находятся могилы наших патриархов. Согласно древней традиции, один из самых древних склепов содержит могилы Авраама, основателя еврейской религии и еврейского народа, его жены Сары и двойную могилу, где захоронены его сын Исаак и жена его Ребекка. На другой стороне внутреннего дворика склепа другая пара могил — внука Авраама Якова и его жены Леи. Снаружи склепа — могила их сына Иосифа. Именно от этих наших предков и именно с этого места началась 4000-летняя история евреев. Хеврон величественно красив, тих и спокоен, как и большинство древних святых мест, но камни Хеврона — немые свидетели постоянной борьбы, непрекращающихся религиозных и политических распрей на протяжении четырех тысячелетий. Камни эти — остатки иудейских святынь, синагог, византийских соборов, мечетей, церквей крестоносцев, и опять мечетей. Царь Ирод, во время Римской оккупации, окружил Хеврон массивной стеной, которая все еще стоит, возвышаясь почти на 40 футов, построенная из огромных, обработанных вручную каменных глыб, некоторые из которых имеют длину 23 фута. Мусульманский калиф и полководец Саладин, победивший крестоносцев и занявший Иерусалим, устроил в хевронской святыне мусульманскую молельню. Хеврон отражает долгую трагическую историю евреев и их непревзойденную способность к выживанию. Там происходила коронация Давида, сначала царем Иудеи, а потом всего Израиля. Когда древние римляне разрушили Иерусалим, евреев оттуда выслали, и Хеврон был заселен идумеями. Хеврон занимали греки, римляне, еврейские фанатики, арабы, франки (наследники крестоносцев) и египетские мамелюки. Начиная с 1266 года, евреям запрещали молиться в пещере Махпела. Им разрешали только подниматься на семь ступеней со стороны восточной стены. На четвертой ступени было отверстие размером 6 футов на 6 дюймов, куда евреи проталкивали палками свои ходатайства Б-гу. Но даже это было опасно. В 1518 году произошла кровавая резня хевронских евреев мусульманами. Тем не менее, община набожных ученых евреев все-таки была восстановлена. Она продолжала свое существование, представляя, в различные времена, то ортодоксальных талмудистов, то каббалистов, то даже еврейских отшельников, которые истязали себя до такой степени, что их кровь текла по священным камням. Евреи были в Хевроне, когда там появился псевдомессия Шабатай Цеви в 1660-х годах, когда туда прибыли первые современные христианские паломники в восемнадцатом столетии, когда появились светские еврейские поселенцы сто лет спустя, и когда пришли британские завоеватели в 1918 году. Еврейская немногочисленная община стала жертвой жестокого арабского погрома в 1929 году. Погром повторился в 1936 году и фактически уничтожил еврейскую общину. Когда израильские солдаты вошли в Хеврон после шестидневной войны в 1967 году, там уже не было ни одного еврея. В 1970 году в Хевроне была восстановлена небольшая еврейская община. Несмотря на опасность и террор, эта община процветала и продолжает процветать. Если историк посещает сегодня Хеврон, он задается вопросом: где же все те народы, которые когда-то владели этим городом? Где ханаанцы? Где идумеи? Где древние греки и римляне? Где византийцы, франки, мамелюки и оттоманы? Они исчезли навсегда. А вот евреи продолжают жить в Хевроне. Хеврон — показательный пример еврейской стойкости на протяжении 4000 лет. Хеврон также иллюстрирует специфическое отношение евреев к святому для них месту. Никакая другая нация на нашей планете не смогла пронести сквозь толщу тысячелетий столь сильную эмоциональную привязанность к клочку земли. Никакая другая нация не смогла проявить такую фантастическую способность мигрировать, вырывая свои корни из святой земли, а потом снова прирастая к ней корнями. Поразительно — три четверти своего существования как нация евреи, за редким исключением, жили за пределами земли, которую они считают своей. И сегодня так живут. Сай Фрумкин http://www.vestnik.com
|
Главная Статьи Новости История Библиотека Исход Молитва Ссылки Христиане за Израиль, Ближневосточная правда, Антисемитизм, Холокост, Праведники мира, "Книга браней Господних", История поселенчества, Похищение Европы
|