|
Христианский защитник евреев
Во второй половине 19-го века американский народ, казалось, посвятил себя помощи еврейскому народу в его поисках мирного места и безопасности на земле. Между тем, руки Америки были заняты расширением западных владений и решением своей величайшей внутренней нравственной дилеммы, а именно – отменой рабства и сохранением единства страны посредством кровавой гражданской войны. Джефферсон предупреждал, что правосудие Божие не будет спать вечно, и рабовладельцы поплатятся за свои грехи. И Америка провалилась в пучину самой кровавой войны за всю ее историю. Понадобился человек огромной нравственной смелости и решимости, чтобы провести Соединенные Штаты сквозь это время огня и раздора. Теперь можно лишь догадываться, как развивались бы события, если бы в 1861 г. Авраам Линкольн не положил руку на Библию и не принял присягу, став 16-м президентом Соединенных Штатов. Вполне вероятно, что человек меньшей нравственной выдержки так и не сумел бы объединить страну до конца своего президентского срока.
И, хотя Линкольн был занят делами гражданской войны, он, по крайней мере, выразил свое одобрение идее создания еврейского государства. Более того, он получил даже некий пророческий знак от Генри Вентворта Монка в марте 1863 г. Когда на одном из публичных выступлений президента пришло время задавать вопросы, с задних рядов вышел человек по имени Монк, представился гостем из Канады и спросил президента:
Линкольн удивился:
Однако Линкольна застрелили раньше, чем он успел воплотить в жизнь свои добрые намерения на этот счет. Новый призыв к Америке помочь возрождению Израиля на его древней земле прозвучал вскоре из уст христианского предпринимателя из города Оук-Парк, штат Иллинойс. Он поднял вверх факел, который зажгли Макдональд и другие. И снова призыв о возвращении евреям их родины прозвучал из уст христианина, а не еврея. Впрочем, учитывая положение евреев в то время, это, пожалуй, не столь уж и примечательно. С 1881 по 1920 г. Соединенные Штаты переживали величайший период иммиграции. В числе прочих в эту страну приехало тогда три миллиона евреев из Восточной Европы. Это было время открытых дверей в Америке, когда она в наибольшей степени играла роль плавильного котла. Неудивительно, что еврейская поэтесса Эмма Лазарус написала тогда слова, выгравированные бронзой на пьедестале статуи Свободы: "Здесь, у наших омываемых океаном, озаряемых закатом ворот будет стоять могучая женщина с факелом, чье пламя – прирученная молния и чье имя – мать всех изгнанников... "Древние земли, сохраняйте свою легендарную пышность, – кричит она немыми губами. – Отдайте мне ваши усталые, ваши бедные массы людей, истосковавшихся по свободе, несчастных, отверженных вашими многолюдными берегами. Пошлите мне этих бездомных, выброшенных ко мне бурей, ибо для них поднимаю я свой факел пред этими златыми вратами!" Палестина в то время была бесплодной пустыней. Находилась она в руках недружественных турок. Между тем, Америка обещала евреям гораздо больше, чем возвращение туда. Евреи и сами Соединенные Штаты стали рассматривать как свою землю обетованную. Им было сладко в объятиях Америки. Они не испытывали потребности искать мира где-либо еще. Однако это великое чувство не осталось без последствий. Когда бедные евреи хлынули из Европы в Америку, это не столько решило их вопрос, сколько перенесло его в Америку. Соединенные Штаты почувствовали, что не смогут вместить их всех, и стали искать другое решение. В результате этого в 1921 г. Конгресс принял закон о въездной квоте. Ударила она в основном по неквалифицированным рабочим из Европы. В том же году приняли и другой закон. Каждая страна могла теперь отправлять в Америку не более 3% от числа своих граждан, проживавших в США в 1910 г. Таким образом, закон ограничил иммиграцию до 357 000 человек в год. Три года спустя Иммиграционное ограничение Джонсона-Рида понизило эту квоту до 2%, причем за базовый год был взят 1890-й, когда в страну пустили только 150 000 человек. Правительственная политика ограничения права въезда уменьшила число иммигрантов с 800 тысяч в 1921 г. до 23 тысяч в 1933 г. Таким образом, остров Эллис стремительно превратился из странноприимного дома в исправительное учреждение. В 1915 г. остров Эллис принял 178 тысяч иммигрантов. К 1919 г. это число упало до 26 тысяч. Нужно было поэтому как-то решить еврейский вопрос в самой Европе, а не надеяться на продолжение массовой эмиграции евреев в Соединенные Штаты. Как бы то ни было, прежде чем что-либо из этого произошло, Бог предначертал одному человеку выступить с предложением. Это и был тот самый Уиллиам Юджин Блэкстоун. Он родился в 1841 г. в семье методиста в пригородах Нью-Йорка. Однако после гражданской войны он отправился искать свое счастье на запад, в Оук-Парк, штат Иллинойс. И, хотя он был не принявшим сан священником, а основателем строительной и инвестиционной компании, Блэкстоун с самого детства усердно изучал Библию. В 1978 г. он издал даже книгу под названием "Иисус грядет". Она разошлась тиражом более миллиона экземпляров. Глава 15 называется просто: "Израиль должен быть возрожден". Начинается она со следующих слов: "Вы, возможно, скажете: "Я не верю в то, что израильтянам суждено вернуться в землю ханаанскую, а Иерусалиму – вернуть былое величие". Но читали ли вы Слово Божье на этот счет? Там ведь написано об этом черным по белому". И автор перечисляет далее 89 различных отрывков из Писания, которые доказывают это его утверждение. В той же главе он пишет: "Казалось бы, такая уйма свидетельств должна убедить любого вменяемого читателя, что Израилю уготовано славное, блестящее будущее. ...Я мог бы написать целую отдельную книгу о том, как именно Израиль будет возрожден. Но всё, что я хотел пока сделать, это доказать, что о возрождении Израиля со всей ясностью говорится в многочисленных пророчествах и что оно теснейшим образом связано с пришествием на землю Господа Бога нашего". Возможно, сегодня кому-то из нас может показаться, что Блэкстоун слишком рьяно доказывает то, что и так очевидно. Однако не надо забывать, что с момента возрождения Израиля как государства прошло уже почти 60 лет. А в то время, когда Блэкстоун писал свою книгу, до этого события оставалось еще лет 60. Это было совсем другое время. И тогда его заявления воспринимались как самое настоящее откровение и даже пророчество. Казалось, что мало кто в американских церквях по-настоящему верил в то, что евреи действительно рано или поздно получат землю и государство, тем более – вернут себе свою древнюю родину со столицей в Иерусалиме. Более того, даже сами американские евреи не проявляли особого интереса к этой идее. К началу Первой мировой войны из 2,5 миллиона американских евреев только 20 тысяч состояли в какой-либо сионистской организации. Американские евреи были вполне довольны и своим тогдашним местом проживания. Однако Блэкстоун рассматривал Израиль как "солнечные часы Господа Бога". Он сказал даже:
Израиль для Блэкстоуна был следующим верстовым столбом на пути пророчеств. В каком свете рассматривали американские церкви Писание, которое цитировал Блэкстоун? Как они могли пропустить всю очевидность пророчеств, касающихся возрождения Израиля? Они, по всей видимости, полагали, что речь идет о "духовном Израиле" – то есть современной церкви Христовой. Однако Блэкстоун проливает свет и на этот вопрос, затронувший в следующем веке один из самых мрачных эпизодов в истории народа Исаака и Иакова. Он поясняет, что Израиль и церковь Христова – две разные вещи, относящиеся к разным заветам. Господь не покинул одного во имя другого. Напротив, и тому, и другому уготовал он свою, особую будущность. Как бы то ни было, заменив настоящий Израиль, о котором говорится в Библии, церковью, христиане того времени уже не чувствовали никакой ответственности за евреев – избранный Богом народ. Это "богословие замещения" как раз и усыпляло совесть немецкой церкви в годы Второй мировой войны, когда лагеря смерти едва успевали травить и сжигать всё новые порции евреев. Они не чувствовали за собой никаких обязательств перед евреями. Ибо последние, по их мнению, "искупали свой грех – отвержение Мессии". Как будто смерть Иисуса отрезала их от этого народа, а не привила их к древу его. Как бы то ни было, этот коварный вирус – незримый антисемитизм – позволил немецкой церкви смотреть сквозь пальцы на самые ужасные, возмутительные и богомерзкие вещи, творившиеся прямо у нее под носом. Виктор Франкл, философ и психолог, выживший в годы Холокоста, писал: "Газовые камеры Освенцима стали конечным следствием теории, что человек представляет собой не что иное, как продукт наследственности и окружения, – или, как любили говорить сами нацисты, "крови и почвы". Лично я абсолютно убежден, что газовые камеры Освенцима, Треблинки и Майданека были подготовлены в конечном счете не в каком-нибудь министерстве в Берлине, а за столами и в лекционных залах ученых и философов-нигилистов". Слова Блэкстоуна в Соединенных Штатах были услышаны. По мере роста его популярности возрастала и его активность. Так, в 1888 г. он со своей дочерью Флорой съездил в Палестину и завершил свое путешествие в Лондоне. Эта поездка заняла у него около года. Когда он вернулся, он чувствовал больше, чем когда бы то ни было, рвения возродить государство Израиль. Вскоре после этого он загорелся идеей проведения конференции между евреями и христианами, на которой они бы и обсудили эту тему. "Конференция о прошлом, настоящем и будущем Израиля" состоялась 24-25 ноября 1890 г. в Первой методистской епископальной церкви в Чикаго. В ней приняли участие одни из самых известных христианских и еврейских вождей. На собрании были приняты резолюции, выражавшие сочувствие угнетенным евреям России. Копии этих резолюций были направлены царю и другим мировым лидерам. Как бы то ни было, Блэкстоун знал, что недостаточно лишь просить милости у этих лидеров. Евреям нужна была своя собственная страна, в которой они нашли бы мир и покой. Он хотел, чтобы эти лидеры разрешили евреям вернуться в Палестину и образовать там свое государство. Эти встречи и привели к созданию документа, который впоследствии стал известен как "Памятка Блэкстоуна". 5 марта 1891 г. госсекретарь США Джеймс Г. Блэйн представил Уиллиама Блэкстоуна президенту Бенджамину Харрисону. Блэкстоун лично вручил президенту свою памятку, озаглавленную изначально как "Палестина для евреев". Президент Харрисон и сам был похож на человека, который готов отстаивать возрождение Израиля. Вступая в должность 26-го президента Соединенных Штатов, он, давая необходимую клятву, положил руку на псалом 121:6 Святого Писания, где говорится:
Первый абзац памятки Блэкстоуна начинался просто: "Что нужно сделать для российских евреев?" А второй абзац открывал следующий вопрос: "Почему бы не вернуть Палестину евреям?" Под этой памяткой подписались 413 знаменитых американцев, в том числе Джон Д. Рокфеллер, Дж. П. Морган, Сайрес Маккормик, председатель Верховного суда, главные редакторы нескольких крупнейших газет, спикер палаты представителей, ряд других видных конгрессменов, мэры городов Чикаго и Филадельфия, несколько крупных предпринимателей, министры, священники. Памятка призывала обсудить возможность создания страны для евреев – первый шаг к еврейскому государству. Копии этой памятки были разосланы также главам всех европейских стран. Письмо, которое сопровождало памятку Блэкстоуна, заканчивалось следующими словами:
Большинство американцев вряд ли слышали что-нибудь о Уиллиаме Ю. Блэкстоуне. Этого нельзя, однако, сказать об американских президентах от Харрисона до Трумэна. Блэкстоун полагал, что церковь в любой момент может вознестись к небесам. А потому он всё больше заботился о "солнечных часах Господа" – еврейском народе и его обещанном возвращении в Палестину. Он напоминал об этом вопросе и каждому последующему президенту США до самой своей смерти в 1935 г. Блэкстоун вручил эту памятку не только Харрисону, но и президентам Уиллиаму Маккинли, Гроуверу Кливленду, Теодору Рузвельту и Вудро Вильсону. А Уиллиам Маккинли, например, даже поставил под ней свою подпись. Дух этой памятки настолько проник в сознание этих президентов, что в 1949 г., через 14 лет после смерти Блэкстоуна, Гарри Труман, при котором США стали первой страной, признавшей возрожденный Израиль, буквально процитировал письмо Блэкстоуна. Памятка Блэкстоуна была написана за пять лет до выхода в свет программного сочинения отца современного сионизма Теодора Герцля "Еврейское государство" и основания им сионистского движения. Когда Блэкстоун узнал, что книга Герцля была практической и политической, а не пророческой, он отметил в Старом Завете все пророчества о возрождении Израиля и отправил этот экземпляр Библии Герцлю. Блэкстоун сказал Герцлю, что его предложение основать еврейское государство в Аргентине, Уганде или какой-то другой стране неприемлемо. Еврейское государство должно быть возрождено именно в Палестине – земле обетованной, и Иерусалим должен быть его столицей. Блэкстоун так сильно повлиял на Герцля, что Библию, в которой отмечены все эти пророчества, можно увидеть на могиле Герцля в Иерусалиме. Благодаря своему рвению, Блэкстоун, пожалуй, является сегодня самым известным в Израиле американцем. В честь добродетельных европейцев вроде Корри тен Бум и Оскара Шиндлера, спасавших евреев в годы Холокоста, в аллее праведников в Израиле высажено по дереву. В честь Блэкстоуна высажен целый лес. Его имя упоминается в большинстве учебников по истории Израиля. Несмотря на свои регулярные встречи с президентами и всю свою популярность, Блэкстоун, однако, был для этих президентов тем, кем был Моисей для фараона, – гласом, взывающим от имени Бога: "Отпусти Мой народ!" Однако по большей части к призыву его не прислушивались. Как фараон колебался в своем решении отпустить евреев в землю ханаанскую (древнюю Палестину) после казней египетских, так и американские президенты не всегда имели твердое мнение по этому вопросу. Как бы то ни было, сердца их, в отличие от сердца фараона, ожесточал не Господь, а Государственный департамент. В 1840 г. Государственный департамент побудил США громко протестовать против резни евреев в Дамаске. Но теперь он побудил США молчать в ответ на прошение Блэкстоуна и лишь приветствовал безразличие Америки к убийству евреев в годы Холокоста. Похоронным маршем для памятки Блэкстоуна прозвучала написанная от руки записка Элви Э. Эйди. Он был заместителем государственного секретаря США с 1886 по 1924 г. Невероятно, но факт: он проработал на этой должности 38 лет подряд и оставил свои отпечатки пальцев на всей внешней политике США, определив ее направление не только на этот срок, но и на будущее. И если какой-нибудь молодой сотрудник Госдепа надеялся на продвижение, то ему непременно нужно было соглашаться с Эйди по разным вопросам внешней политики. В его записке, в частности, говорилось:
Записки оказалось достаточно для того, чтобы заразить Государственный департамент идеей, что любое действие, направленное на помощь Израилю снова стать нацией, – не только потеря времени, но и ущерб интересам мирных отношений с державами, контролировавшими тогда этот регион, прежде всего с разваливающейся Оттоманской империей. Кроме того, в кабинетах Госдепа было, с подачи Эйди, как-то негласно решено, что "упрощенческие, черно-белые" идеи и ценности евангелических христиан вроде Блэкстоуна наивны и отдают донкихотством. Хорошо информированные дипломаты, безусловно, куда лучше разбираются в ценностях и культурах данных регионов. А потому им, конечно, сподручнее определять политику по этим вопросам. Еще одно пророческое озарение имело место тогда, когда в 1909 г. друг Уиллиама Блэкстоуна Сайрес Скоуфилд опубликовал свое знаменитое исследование Библии. Во многом оно было навеяно интересом Блэкстоуна к библейским пророчествам и его толкованию Священного Писания. В своей работе Скоуфилд истолковал главы 38 и 39 Иезекииля в том смысле, что в конце времен Россия так или иначе нападет на Израиль. Это толкование подверглось критике и даже насмешкам. Многие говорили:
На что Скоуфилд отвечал просто:
Уиллиам Блэкстоун стал для целого поколения гласом Божьим. Он проповедовал идеи сионизма еще до того, как в мире возникло сионистское движение. Однако его призыв оставляли без внимания. А ведь если бы хоть один из президентов, получивших памятку Блэкстоуна, поступил согласно ей, то он спас бы 6 миллионов евреев, погибших в годы Холокоста, и множество других евреев, которые подвергались преследованиям в России в других странах мира. Бездействие Америки в этот период делает ее столь же ответственной за Холокост, сколь и немецкую церковь – ее молчание в 1930-40 годах.
WorldNetDaily.com Перевод Вадима Черновецкого, Sem40.ru
|
Главная Статьи Новости История Библиотека Исход Молитва Ссылки Христиане за Израиль, Ближневосточная правда, Антисемитизм, Холокост, Праведники мира, "Книга браней Господних", История поселенчества, Похищение Европы
|