"Стены твои всегда предо Мною" Ис.49:16

Христианский

Сионистский Проект

 ЗА  ИЗРАИЛЬ

"Стены твои всегда предо Мною..."    Ис.49:16

Home

Статьи

Новости

История Библиотека Исход Молитва

К другим статьям раздела "Христиане за Израиль"

Сердце Брюса

Роберт Брюс, герой Шотландии, в предсмертном завещании просил похоронить его сердце в Иерусалиме. Спрятав сердце Брюса в шкатулку, его друг Блэк Дуглас отправился в Святую Землю, но погиб от рук мавров в Испании, так и не исполнив волю своего короля. Сердце Брюса покоится в аббатстве Мерлоуз, но сердце самой Шотландии надолго осталось в плену Иерусалима.

Перст судьбы

Победоносный поход генерала Алленби в Палестину в 1917 году стал последним для сотен его солдат и офицеров. Больше всего погибло шотландцев - они составляли значительную, если не основную часть его корпуса. Именно им история предоставила привилегию освободить от турок Святую Землю.

Это можно было бы назвать случайностью, прихотью судьбы, но она была не единственной. Судьба словно посылала сыновьям этого северного народа приметы того, что они наделены некой особой, исключительной духовной связью с прошлым и настоящим Палестины.

...Вернувшись в Британию, ветераны-шотландцы из корпуса Алленби не забыли своих павших соотечественников. Идея увековечить их память витала в воздухе, и реализовал ее Ниниан Хилл, владелец судоходной компании из Эдинбурга. В 1918 году Хилл развернул сбор средств на постройку церкви-мемориала в Иерусалиме, и сам пожертвовал крупную сумму денег. Идея была подхвачена с восторгом. В течение нескольких лет в Шотландии было собрано 50 тысяч фунтов стерлингов, а в мае 1927 года лорд Алленби заложил краеугольный камень Шотландской церкви в Иерусалиме рядом со зданием железнодорожной станции, построенной еще турками, прямо напротив Старого города и горы Сион.

Строительство сопровождалось неожиданностями. При закладке фундамента будущей церкви строители обнаружили многочисленные археологические реликты разных эпох, но самыми ценными и неожиданными были те, что относились еще к эпохе Первого Храма. Эти открытия были расценены как доброе знамение - оно обрело в глазах шотландских христиан еще большую отчетливость спустя полвека, когда в пещерах рядом с церковью были найдены два серебряных свитка VII века до н.э. На свитках был выгравирован на иврите стих из Торы: "Да благословит и сохранит тебя Господь!" (Числа, 6:24). Это был самый древний библейский текст, найденный когда-либо на Святой Земле.

Спустя три года после закладки краеугольного камня церковь святого Андрея вознеслась над Кедронской долиной. Она выглядела просто и величественно: приземистое прямоугольное здание из иерусалимского камня со сводчатыми, мозаичными окнами и белым куполом. А рядом - вытянутая по вертикали узкая колокольня с маленькими окнами-бойницами, казалось, скопированная с суровых башен-крепостей горной Шотландии. И флаг святого Андрея, покровителя Шотландии, - синий диагональный крест на белом фоне.

В одиночестве возвышаясь по ту сторону Кедронского рва, не похожая на многочисленные православные, католические и лютеранские церкви, шотландская церковь будто противостояла ансамблю куполов, шпилей и колоколен Старого города. Они отгородились от нее стенами Сулеймана, не принимали ее в свое братство. И внешнее отчуждение, возникшее, конечно же, не по воле строителей, не более чем результат игры случая, оказалось символично. По крайней мере, символично для того времени.

 

Преображение Шотландии

Реформация достигла шотландских берегов с запозданием, но, достигнув, дала бурные всходы. Для Джона Нокса, проповедника из Эдинбурга, встреча с Кальвином в Женеве в середине XVI века оказалась поворотным пунктом и в его жизни, и в истории Шотландии. Из Швейцарии он вернулся, полный веры в правоту своего учителя и враждебности ко всему, что олицетворяла римская католическая церковь. Пышные мессы, вычурные литургии, подавляющие сознание соборы и богатые иконостасы - все это вызывало у Нокса возмущение и отторжение. Не восхваление Творца и незыблемости церкви виделись ему в этом, а мелочное тщеславие, показная кичливость, вызов воле божьей.

Нокс говорил словами Кальвина. Он говорил о бессовестной продаже индульгенций Святым престолом, о вульгарном корыстолюбии отцов церкви, об индивидуальной ответственности каждого христианина перед Богом - ответственности, которую не могут подменить исповедь и отпущение грехов. Тем более если грехи эти отпущены за деньги. Он призывал к утраченной ясности, скромности и простоте, к помощи ближнему, к истинному благочестию, лишенному кокетливого самодовольства. Он обличал монастыри, как источник лицемерия и пороков, отвергал обет безбрачия и канонизацию святых. Свят лишь Творец - уподобление ему людей, даже самых достойных, превращает христиан в язычников, убеждал он. Доказывал: спасение придет к тому, кто пестует в своем сердце веру и сам ищет пути к Богу, а не ждет, пока это сделает за него посредник в ризе.

Если протестантство было возвращением к духу раннего христианства, то кальвинизм стал самым крайним выражением протестантства. И если Кальвин вернул христианам Ветхий Завет, то Джон Нокс пошел еще дольше и превратил героев ТАНАХа в истинных носителей божественного света - мудрых, храбрых, полных страсти, земных в своих чувствах и пороках, но подчиняющих себя воле Творца. Этих героев он противопоставлял слащаво-благостным, беспорочно-стерильным святым, бестелесными ангелами взирающими на прихожан.

Суровая скудная природа вылепила характер шотландцев, и этому характеру намного больше подходила скромная, стойкая и деятельная вера с культом добрых дел, чем показное благочестие, напыщенная роскошь и изощренная схоластика южан. Спустя сто лет после проповедей Нокса Реформация окончательно утвердилась в Шотландии - отныне не Святой престол, но пресвитеры, главы религиозных общин, определяли дух и мораль своей страны. На Британских островах в XVI и XVII веках не было недостатка в разнообразных ярких, порой радикальных протестантских движениях, но все они были вытеснены умеренным и очень компромиссным англиканством. И только шотландское пресвитерианство стало религией целого народа, создав почву для будущего политического и социального феномена.

 

Против течения

Эпоха Просвещения размыла фундамент христианской твердыни - католичество и протестантство, так долго враждовавшие между собой, оказались в осаде свободомыслия и либерализма. Пресвитериане реагировали на происходящее так же, как и остальные христиане Европы. Одни утверждали, что путь к выживанию веры лежит через принятие рациональных представлений нового времени, другие черпали силу в убежденности своих руководителей. Одни приспосабливали церковь к идеалам нового общества, другие взывали к стойкости, находя примеры этой стойкости в своих кумирах.

Для шотландских евангелистов такими кумирами были патриархи и цари Ветхого завета. Часть шотландцев, как и остальных европейцев, все больше пестуя рационализм, науку и свободу, постепенно отходили от церкви. Те, кто шли за евангелистами, прославляли "воинство Давида", окруженное сонмом язычников.

Это воинство составлял не какой-то абстрактный, мифический народ, а более чем конкретные люди - древние евреи. Предки тех евреев, что, униженные и превращенные в скитальцев, были заброшены волею судеб и в горы Шотландии. Могли ли истинные христиане, которыми считали себя пресвитериане, отталкивать племя, чью былую доблесть и веру они воспевали? Практически для всего христианского мира евреи были в первую очередь народом Иуды, отвергнутым Богом за распятие Христа, презренным и подлым, и только потом - народом-свидетелем. Для пресвитериан они были в первую очередь народом Бога - наказанным, но возлюбленным.

Симпатии к евреям в Шотландии были настолько сильны, что дело доходило порой до прямого самоотождествления шотландцев с народом Моисея. Возникали идеи о мистической общности обоих народов, даже о еврейском происхождении шотландцев. Характерный пример - философ XVIII века Джон Толанд. В одном из своих трудов он доказывает, что "значительная часть британцев имеет в своих жилах еврейскую кровь, особенно это касается шотландцев, "что и является причиной, по которой многочисленные жители этой части острова испытывают характерное отвращение к свинине и пудингу с кровью, не говоря уже о других легко заметных совпадениях" (Лев Поляков, "История антисемитизма").

Так или иначе, Шотландия стала оплотом филосемитского движения в христианстве, вставшего поперек потоку нового антисемитизма, захлестывавшего Европу. У католиков и представителей других христианских движений эти умонастроения (кроме Шотландии, популярные и в Уэльсе) вызывали в лучшем случае иронию, в худшем - раздражение. Английский памфлетист-католик Илер Бэллок с плохо скрываемой насмешкой писал о британцах, видевших в евреях "эпических героев на жертвенниках религии".

И, вероятно, действительно было странно наблюдать, как на фоне нарастающего антисемитского безумия, процесса Дрейфуса, "Еврейской Франции" Эдуарда Дрюмона, выпадов "L'Action francaise", на фоне германских упражнений в "расовых теориях", воплощенных в сочинениях Вильгельма Марра и Генриха Трейчке, на фоне российского черносотенства появлялись политики, благоговевшие перед евреями, их историей и их Богом. Но еще более удивительно, что эта горстка филосемитов - капля в море закипавшей злобы, - оказавшись на вершине власти и влияния, успела открыть евреям путь к спасению и воплощению пророчеств, перед тем как волна ненависти окончательно затопила "народ Завета".

Из двух человек, коим еврейский национальный очаг во многом обязан своим возрождением, один был валлийцем, другой - шотландцем и оба - глубоко религиозными христианами. Премьер-министр Великобритании Ллойд-Джордж, выросший в семье баптистского проповедника, назвал завоевание Палестины "единственной по-настоящему волнующей вещью в этой [Первой мировой] войне". Что касается лорда Артура Джеймса Бальфура, то, по словам его позднего биографа, "еврейский вопрос не был для него одной из многих политических проблем, ни даже важной проблемой, - он был чертой его характера".

Бальфур получил традиционное шотландское образование. Племянница Бальфура, ставшая впоследствии его первым биографом, писала: "На протяжении всей своей жизни он не переставал интересоваться евреями и их историей; источником этого интереса служило знание Ветхого Завета, с которым его познакомила мать, и шотландское образование..."

И далее: "Проблема евреев в современном мире казалось ему имеющей огромное значение... С детских лет он внушил мне идею, что христианская религия и цивилизация находятся в огромном, своего рода единственном долгу перед иудаизмом, который был постыдно плохо оплачен".

От своего имени, от имени Шотландии Бальфур пытался уплатить этот долг. Он успел сделать максимум того, что позволяли ему пост и положение. Его земляки, освобождавшие Иерусалим от турок, внесли свою лепту в эту миссию.
Знаменитый в Израиле автор концепции "активной самообороны" и создатель "ночных отрядов" Орд Уингейт также был шотландцем. Вся его жизнь была проникнута, по словам английского историка, "протестантским библейским мистицизмом" (Говард Сакер, "История Израиля"). "Я считаю честью для себя помогать вам в вашей борьбе, - говорил он своему другу Давиду Хакоэну. - Этому я хочу посвятить свою жизнь. Существование человечества оправдано, только если оно зиждется на нравственных основах Библии". Большинству английских офицеров, служивших в Палестине, Уингейт казался странным и даже сумасбродным человеком. Если они и симпатизировали кому-то, то скорее арабам...
Маленький народ, почерпнув силу из "Моисеева источника", не отравил его предательством. Шотландия не смогла предотвратить всеевропейский позор, но сама осталась не запятнанной им.

 

Молитва о мире

Нет лучшего способа совершить путешествие в пространстве и времени и вернуться в викторианскую эпоху, чем посетить маленькую гостиницу возле церкви святого Андрея. Построенная в тридцатых годах прошлого века для паломников и путешественников, она - воплощение британского колониального стиля начала XX столетия. Когда-то такие особняки можно было встретить едва ли не в любой точке земного шара - всюду, где развевался "Юнион Джек": от Индии до Антильских островов. Далеко не все они сохранились, но гостеприимный дом при шотландской церкви пережил катаклизмы истории и остался живым напоминанием о "доброй старой Англии".

Приземистое и асимметричное, всё из углов и псевдоготических надстроек, здание кажется сумрачным, но его внешняя угрюмость удивительным образом разнится с внутренним убранством. Дверь, увитая виноградным вьюном, в проеме из разросшейся зелени, приводит в просторную, с высокими потолками и широкими оконными проемами гостиную. Ковры на стенах, цветы в горшках, камин, плетеные столики и кресла, широкий балкон с кадками заботливо ухоженной зелени - все излучает спокойствие, довольство и сдержанное достоинство. Рай для туристов и паломников, останавливающихся здесь, чтобы в тиши и уюте насладиться великолепием старого Иерусалима.

Священник Кларенс Масгрейв говорит об изменениях в религиозном сознании христиан. Раньше конфессиональные разногласия затрудняли общение между верующими. Теперь эти перегородки начинают размываться. Паломников не столько интересует их собственный "удел", сколько христианство вообще - его история, истоки, необычайная мозаичность.
Христианские общины на Святой Земле редеют и рассеиваются под давлением обстоятельств - демографии, экономических неурядиц, политических потрясений. Местные христиане, еще не так давно чувствовавшие себя здесь хозяевами, превратились в маргиналов и уезжают в поисках лучшей и более безопасной жизни на Запад. Мировому христианству необходимо помочь своим собратьям приостановить этот процесс, и шотландская церковь вносит свой вклад в эти усилия, говорит Масгрейв, организует межконфессиональные конференции, проводит семинары.

Более того, она стремится не только защитить собратьев по вере, но и примирить двух главных соперников за обладание Святой Землей - арабов-мусульман и евреев. Шотландским пресвитерианам легче делать это, чем многим другим христианам: ведь они не запятнали себя враждой ни к евреям, ни к мусульманам. На них нет "каиновой печати" еврейских погромов и христианского фанатизма средневековья.

Проблема в том, что сегодня христианству приходится уже держать оборону не на периферии своей цивилизации, а в ее бастионе - Европе. И пресвитерианство - не исключение.

В Шотландии, как и в других странах Старого света, за последние полвека религиозные чувства людей подверглись сильной эрозии. Все меньше прихожан в церквях, все мельче островки традиционных представлений в море либеральных свобод. Религиозная составляющая христианской культуры теряет свою значимость в Шотландии, говорит Масгрейв, однако остается нравственная составляющая: благотворительность, соучастие к бедам ближнего, моральные обязательства.

Из оплота сурового протестантизма Шотландия превратилась в оплот социалистических воззрений. Причины лежат скорее в социально-экономической сфере, чем в национально-религиозной. Большая часть населения Шотландии традиционно была занята в горнорудной промышленности, однако новые технологии поставили под угрозу привычное производство, и профсоюзы стали естественным оружием горняков в борьбе за свое будущее.

На пресвитерианской церкви такое положение дел сказалось не лучшим образом. Она никогда не была цельной структурой с жесткой иерархией, как римско-католическая церковь. Относительная независимость пресвитеров открывала простор для разных толкований и свободы мнений. Либерализм дал новый импульс процессу внутреннего размежевания, и сегодня, по словам Масгрейва, шотландская церковь являет спектр самых различных мнений.

Сохранилась ли в ней мощная евангелистская ветвь, на протяжении столетий определявшая характер шотландцев? Да, говорит, Масгрейв, но она стала одной из многих других ветвей пресвитерианства.

Некоторые пресвитеры по-прежнему видят в евреях "эпических героев". Однако, в отличие от своих намного более влиятельных и бескомпромиссных единомышленников в Америке, они предпочитают не афишировать свои взгляды. Сторонники сионизма и Израиля, они поддерживают контакты с Христианским посольством в Иерусалиме, но, подчеркивает Масгрейв, "делают это неформально".

Сам он, как нетрудно догадаться по его словам, принадлежит к другому, официальному и доминирующему течению. "Мы считаем, что Христианское посольство (представительство христиан-фундаменталистов в Иерусалиме) неправильно интерпретирует Библию, - говорит он. - В шотландской церкви есть люди, которые с такой интерпретацией согласны, но это - их личное мнение".

Руководство пресвитерианской церкви считает своим долгом, подчеркивает он, абстрагироваться от симпатий и антипатий, чтобы "нести в мир весть о мире" так, как это делают остальные конфессии. "Мы возносим молитвы за мир, за единение. Мы видим себя мостом к миру между другими народами, а не союзниками одной из сторон", - говорит Масгрейв.

Христианская святыня для Роберта Брюса, воплощение ветхозаветной добродетели и героики для лорда Бальфура и Орда Уингейта, Иерусалим стал символом грядущего мира и гармонии для современного шотландца. Гармонии для всех - не только для христиан.

 

Александр Майстровой

Иерусалим, Новости Недели

Христианский Сионистский Проект "ЗА Израиль"  /  Christian Zionist Project "FOR Israel"

Главная  Статьи  Новости  История  Библиотека  Исход  Молитва  Ссылки

Христиане за Израиль Ближневосточная правдаАнтисемитизмХолокостПраведники мира "Книга браней Господних",   История поселенчества,   Похищение Европы


Наверх

Обновлено: 30.12.2004 by Alex © 2003

По всем вопросам пишите автору: ezra@nm.ru


Радиоцерковь Rambler's Top100 Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Рекламные ссылки от Яндекс
Сайт управляется системой uCoz